Страхование особой группы имущества

Каков потенциальный и каков реальный объем рынка страхования произведений искусства в России? Каковы прогнозы его развития?

К страхованию произведений искусства приходят те, для кого это не только шедевр творчества, но и объект рыночных отношений. Те, для кого восхищение предметом искусства переходит из плоскости эмоций в категорию материальных ценностей, когда возникают вопросы собственности, наследования, ввоза-вывоза, аренды и экспонирования с целью получения дохода. Поэтому по мере того, как коллекционирование будет получать распространение как инструмент инвестирования и параллельно, хотя бы частично выходить из тени – будут расти и объемы соответствующего сегмента рынка страхования.

Пока что соответствующие страховые полисы приобретают в основном государственные музеи и выставочные комплексы, экспонирующие предметы искусства, принадлежащие им или арендуемые ими для выставления. Но это лишь небольшая часть того, что потенциально подлежит страхованию. Никто, пожалуй, не возьмется оценить реальные масштабы сокрытого в запасниках подпольных ценителей искусства – а именно это и есть потенциальный объем рынка страхования произведений искусства. Очень приблизительно отечественный рынок произведений искусств оценивается в $1,5 млрд. Реальный же рынок на сегодня очень мал. Поскольку мал спрос, мало также опыта и статистики подобного страхования.

Правила страхования. Исключения. Страховые случаи

До недавнего времени на отечественном рынке произведения искусства страховались в основном по стандартным Правилам страхования имущества с отнесением их к особой группе имущества. Набор страховых рисков при этом традиционен: пожар, залив, стихийные бедствия, противоправные действия третьих лиц: кражи, грабежи и т.п. Специализирующиеся на этом виде страховщики будут усовершенствовать правила и процедуры, учитывая риски, которые будут отражать специфику хранения, перевозки и экспонирования предметов искусства. В пакет будут включаться и финансовые риски коллекционеров, такие, как, например, некорректно проведенную оценку произведения.

Причины отказа в страховании

Классические случаи отказа от страхования произведений искусства в мировой практике – неподтверждение предстраховой экспертизой подлинности объекта, представленного к страхованию. Или вовсе отсутствие какой-либо экспертизы. Если условия хранения, скажем, предмета живописи не соответствуют требованиям его содержания, то это невыгодно обеим сторонам. Самому коллекционеру – поскольку страховой тариф будет существенно завышен, страховой компании – по причине высокого риска. Обычно страховщик отказывается от сделки и в таких случаях.

Как рассчитывается тариф, что на него влияет?

Тарифы на страхование произведений искусств рассчитываются индивидуально. Учитывается все: от условий хранения коллекции (температурного режима, системы кондиционирования, противопожарной и охранной систем, состояния помещения и т.п.) до факта наличия табличек «Не курить» на лестничных пролетах в музее.

Какова максимальная страховая сумма, которую готова выплатить страховая компания? В каких случаях риски передаются на перестрахование международным перестраховщикам?

Страховая сумма при страховании предметов искусства всегда определяется на основании экспертного заключения профессиональных оценщиков, которые со своей стороны стараются учесть все факторы, способные повлиять на цену произведения: степень сохранности работы, период ее создания, условия хранения, принадлежность к определенным периодам творчества автора, участие в престижных выставках, публикации в авторитетных каталогах, наличие оригинальной подписи – всего не перечесть.

Сумма, на которую может быть застраховано произведение искусства, не ограничена. При этом по законодательству, максимальная страховая сумма, которую готова выплатить российская страховая компания, составляет 10% от ее собственных средств – это риски, которые страховщик может оставить на собственном удержании. Дорогостоящие объекты на большие суммы, обязательно передаются в перестрахование. В качестве принимающей стороны могут выступать как российские, так и зарубежные перестраховочные компании. У иностранных перестраховщиков опыт такого страхования значительно больше (по времени) и обширнее (по тематике). Скажем, синдикат Lloyds способен принять на страхование коллекцию картин стоимостью до 100 млн. долларов.

У нас Вы бесплатно можете получить исчерпывающую информацию о наиболее подходящем для Вас варианте страхования.

Дополнительную информацию можно получить по телефону: +7 (495) 966-7001.



Дата внесения изменений в разделе: 25.12.2023 12:10