Что ожидает страховой рынок в 2010 году?

21.12.2009
Ханнес Чопра, генеральный директор «Росно»:
– В 2010 году  конкуренция станет жестче, останется еще меньше рисков для страхования. Рынок по-прежнему будет страдать от демпинга. Число участников уменьшится, нам предстоит стать свидетелями значительного перераспределения собственности и банкротств не только маленьких игроков, но и игроков среднего размера, потому что последствия кризиса по-настоящему проявятся лишь в 2010–2011 годах.
Мы, без сомнения, увидим снижение прибыльности, ведь те показатели, которые мы наблюдали в этом году, в основном являются плодами докризисных времен. По итогам 2010 года картина заметно изменится, и я думаю, что общая прибыльность страхового рынка упадет как минимум на 50%.
Я продолжаю надеяться, что со стороны всех участников рынка будут предприняты соответствующие меры по стабилизации ситуации. Нам необходимо сделать обязательной отчетность по МСФО, которая  станет единым языком страхового сообщества, увеличить требования к размеру уставного капитала, разграничив тех, кто серьезно занимается страхованием, и тех, кто не строит долгосрочных планов и не думает о выполнении своих обязательств перед клиентами, усилить контроль над актуарной составляющей нашей деятельности.

 

Руслан Алиев, президент страховой группы «Капитал»:
– Российский страховой рынок ожидает сложный год. Главная проблема, с которой столкнутся компании, – недостаточность ликвидности. При отсутствии у большинства операторов возможности получить внешнюю подпитку разбалансировка входящих и исходящих денежных потоков неминуема. Борьба страховщиков за желающего минимизировать расходы на страхование клиента приводит к вынужденному демпингу и, как следствие, к росту убыточности и постепенному увеличению объемов заявленных, но не урегулированных убытков.
Есть еще одна проблема на рынке корпоративного страхования, о которой редко говорят, – это желание большинства клиентов прописать в договорах страхования такие графики платежей, чтобы в начале договора заплатить минимум, а основные объемы отнести как можно дальше, на потом. И эта проблема ничуть не меньшая, чем сокращение объемов. По отчету о прибылях и убытках у страховщиков все хорошо – доход вроде есть. А реальных денег недостаточно.
При этом термин «сложный год» совсем не означает «плохой год». Если, столкнувшись с различными сложностями, одни компании неминуемо разорятся, то другие, напротив, получат толчок для развития. Осмелюсь предположить, что российский рынок от этого только выиграет.

 

Владимир Скворцов, генеральный директор компании «АльфаСтрахование»:
– Отрицательная тенденция развития отрасли в ближайшее время вряд ли изменится. По нашему оптимистическому сценарию, объем премий в следующем году останется на уровне 2009-го, однако реальная картина может быть хуже – снижение на 5–10%.
Большое количество компаний уже находятся в «красной зоне» – практически предбанкротном состоянии. Стоимость их чистых активов по МСФО приближается к нулю, или даже отрицательна, они не в состоянии будут в самом ближайшем будущем обеспечить выплаты клиентам по страховым случаям. По нашим оценкам, если у страховщика сборы падают на 25–30%, а комбинированный коэффициент больше 115–120% (а такие коэффициенты, к сожалению, не редкость), то в первом-втором квартале следующего года у таких компаний могут просто кончиться деньги на счете, а это означает банкротство.
С другой стороны, в 2010-м ускоренными темпами продолжится консолидация рынка. За 9 месяцев 2009 года с него уже ушли около 90 компаний, в 2010-м, скорее всего, мы недосчитаемся еще 200–250 игроков при оптимистичном сценарии. Но я убежден, что такой процесс не только неизбежен, но и полезен.
2010 год будет для отрасли тяжелым, но рынок выйдет из этих испытаний более здоровым, более готовым к жесткой конкуренции.

 

Александр Калинин, президент компании «ГУТА-Страхование»:
– В наступающем 2010 году основными задачами российских страховщиков станут минимизация убытков, наращивание страхового портфеля, оптимизация расходов на ведение дела и формирование долгосрочной стратегии развития.
В следующем году ожидаемо разделение страховщиков: на тех, кто пытается выжить за счет необоснованного снижения цен (демпинга), и тех, кто выработал глобальную стратегию. Между вторыми возникает вопрос конкурентной борьбы, в котором цена уже не играет определяющей роли. Главными направлениями в деятельности компаний станут развитие новых и существующих каналов продаж, а также разработка новых страховых продуктов, в том числе с сокращенным покрытием и более низкой ценой страхования.
В наиболее устойчивом положении будут, по-прежнему, те компании, которые обладают диверсифицированным и сбалансированным страховым портфелем и не придерживаются политики демпинга.
 
Источник: журнал «Финанс»

Возврат к списку