РБК.Обзор рынка страхования

05.07.2007
Источник: РБК.Обзоры рынков

Башнин_Компания «ГУТА-Страхование» учреждена в 1994 году и сегодня входит в число ведущих финансовых институтов России, обеспечивая страховую защиту десятков тысяч предприятий и граждан страны. Региональная сеть компании "ГУТА-Страхование" насчитывает свыше 100 подразделений в крупнейших городах России, в том числе 30 в - Московском регионе. В число крупнейших клиентов страховой компании входят: Кондитерский холдинг "Объединенные кондитеры", КАМАЗ, Мосэнерго, Росагролизинг, корпорация "Туполев", сеть «Эльдорадо» Пермский моторный завод и др. О планах компании и о реалиях российского страхового рынка корреспондент РБК беседовал с заместителем генерального директора ЗАО "ГУТА-Страхование" Павлом Башниным

— Различаются ли условия страхования вашей компанией граждан и юридических лиц в Москве и регионах?

— Условия страхования в Москве и регионах,безусловно, различаются. Прежде всего, Россия – это большая страна с географической точки зрения, где существует много сейсмичноопасных регионов, регионов с различными видами производства и т.д. Таким образом, отличия будут, например, в медицинском страховании в первую очередь. Соответственно, по автострахованию КАСКО и ОСАГО также существуют отличия. В целом это нормальная практика, когда различия идут по разным видам страхования.

— Собираетесь ли вы развивать региональную сеть, какие регионы более перспективны?

— За 2006г. мы удвоили количество филиалов, сейчас их 52 и более 200 представительств. Через два года мы планируем довести их количество до 62. В целом это соответствует нашей стратегии стать федеральной компанией и присутствовать в большинстве городов России. Сейчас наши филиалы есть почти во всех городах-милионниках. В выборе направления развития мы руководствуемся данными о том, какой вид страхования наиболее актуален в выбранном нами данном регионе. Вся эта статистика- какие компании, как и где работают – существует и она доступна. Например, в каком-то регионе КАСКО может быть сверхприбыльно, а ОСАГО – убыточно, и наоборот. Исходя из этих данных, мы смотрим на ситуацию в целом и уже решаем, какие регионы для нас интересны. На данный момент в «ГУТА-Страховании» уже разработан план регионального развития, и компания работает в соответствии с ним.

— К каким услугам "ГУТА-Страхование" чаще прибегают ваши клиенты, какой продукт пользуется наибольшей популярностью, кроме автострахования?

— Последнее время все большей популярностью пользуется медицина. Надо отметить, что такая тенденция характерна не только для нашей компании, но и в целом по рынку. В России много различных производственных компаний, собственники которых и управление зачастую находятся в Москве. Таким образом, они часто покупают соответствующий пакет услуг. Все больше компаний начинают акцентировать на этом внимание.

— Планируете ли вы в ближайшем будущем ввести в свой ассортимент новый страховой продукт, или как-либо изменить условия существующих предложений?

— «ГУТА-Страхование» 8 раз в год выпускает специальные предложения, разрабатываемые нашими маркетологами. В частности, у нас действовала программа 20 - процентной скидки по страхованию для зеленого автомобиля. Зеленый цвет машины – не популярен, а у нас цвет компании – зеленый. В связи с этим родилась идея сделать такой продукт. Также была специальная программа к 23 февраля. К 1 июня мы ввели программу детского страхования, действует программа автострахования для женщин. К 1 сентября обязательно будем делать очередное новое предложение. Я считаю, что если в нашей стране есть соответствующие известные и отмечаемые даты, то почему бы не воспользоваться этим для развития бизнеса? Так что мы постоянно обновляем свой ассортимент.

— Как по вашему, скажется ли как-нибудь на рынке страхования закон о специализации страховых компаний, или участники рынка уже давно к этому готовы?

— Думаю, что пока российский рынок развивается по пути универсализации страховых предложений, все приводится к единому знаменателю. Многие страховщики в частности пытаются развивать crosssale. Возможно, со временем и появятся компании, которые будут заниматься, например, только страхованием выездного туризма, но это сложно себе представить. Например, у «ГУТА-Страхование» большой ассортимент предложений плюс автострахование, которое дает 50% прибыли, и мы твердо стоим на ногах. Между тем, представить себе компанию, занимающуюся только страхованием выездного туризма, сложно. Известны случаи, когда компании занимались только автострахованием, и где они сейчас? Так что, думаю, такая специализация российского страхового рынка - перспектива не близкая.

— Не боитесь ли вступления РФ в ВТО?

— Я считаю, что бояться здесь нечего. Все иностранные компании, которые хотели прийти на российский рынок, уже здесь. Страх, что российские потребители побегут страховаться к немцам или французам – надуманный. Зарубежной компании придется затратить слишком большие средства только на то, чтобы сформировать представление о себе. Так что если что-то и изменится, то просто появится больше игроков и усилится конкуренция, что, в некотором роде, послужит стимулом для всех остальных.

— С какими проблемами и рисками наиболее часто сталкиваются страховые компании в России?

— Российский страховой рынок в целом уже сформировался, и каких-то особых рисков и проблем нет. Единственной существенной проблемой, на мой взгляд, является недостаток кадров. Вузы почти не выпускают специалистов. Даже в Высшей школе экономики на соответствующем факультете готовят в первую очередь экономистов в страховании. В свою очередь все опытные люди, которые долгое время работают в отрасли, уже давно стали управленцами. В связи с этим ощущается недостаток квалифицированных кадров в среднем звене. Таким образом, сложившаяся ситуация приводит к перегреванию рынка заработных плат, поскольку приходится переманивать хороших менеджеров. Такая проблема действительно существует, а в остальном - ничего критичного.

— Если бы у вас была возможность, какие коррективы вы бы внесли в законодательство в части страхования? Взяли бы вы что-либо из зарубежной практики?

— В целом жаловаться на существующее законодательство причин нет. Увеличение контроля за прозрачностью бизнеса должно радовать компании, работающие «по белому». По моему мнению, законодательство на рынке классического страхования весьма приемлемое. В части же страхования жизни существуют моменты, которые необходимо корректировать. Например, это касается вопроса себестоимости, а также ряда других моментов.

На протяжении последних лет нам говорят, что количество потребителей, пользующихся страхованием жизни, должно расти, однако пока такой тенденции не наблюдается. Поэтому в этой части законодательства, на мой взгляд, есть над чем поработать. Что же касается зарубежного опыта, то Россия в развитии страхового рынка идет своим путем. Как показывает практика, отличия существуют и в IT-базах, и в технологиях, и в предложениях и т.д. Так что, если и заимствовать что-либо у иностранных коллег, то, безусловно, с условием адаптации к российским реалиям.

— В последнее время обозначилась тенденция к укрупнению страховых компаний. Не собираетесь ли вы кого-либо приобрести или создать альянс с кем-либо?

— На рынке почти не осталось игроков, которых можно было бы приобрести. Конкурировать же с крупными компаниями тоже не имеет смысла, и задачи такой не стоит. Смотреть на сделки по слиянию и поглощению необходимо имеет смысл в том случае, если компания достигла стабильности, когда налажен бизнес. Мы же компания активно развивающаяся, так что приобретать сейчас кого-либо не входит в наши планы.


Возврат к списку